kruzzik ([info]kruzzik) wrote,
@ 2009-03-23 21:52:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Монблан, Франция, авиапутешествия, летать!, летная учеба, сбыча мечт, фетишные аэродромы, фото

Полет в горах



Мерибель - уникальный "альтипорт", т.е. горный аэродром. Он принимает только пилотов с горной квалификацией. Всего-то 200 посадок в горах и бумажка в кармане.
Казалось бы, маленькая площадка, где базируются три с половиной самолета, но это международный аэропорт. На террасе в шезлонгах сидят важные загорелые дядьки в черных очках и таможенной форме.







- Основную сложность при полете в горах представляет отсутствие горизонта. В первую очередь нужно выработать навык держать самолет горизонтально без привычных ориентиров. Опереться можно, например, на линию, где пропадает растительность. Это обычно 1800-1900 метров. Привыкнув, приблизительный горизонт можно прокладывать и по вершинам гор.
- То есть все ориентиры естественные?
- Конечно.
Ну да, думаю, авиагоризонт есть для этих целей. Делаю предполетный (не забываем проверить систему шасси-лыжи), устраиваюсь в кабине и получаю по носу: авиагоризонта нет.

- Руление на лыжах - это просто. Разве что невозможно затормозить.
- А как же мотор прогонять, например?
- А чего, повернись к горе передом и гоняй сколько надо.

Обычный чеклист перед взлетом, обедняю смесь. Правила запрещают останавливаться на полосе. Как только вырулил и встал на взлетный курс, полный газ.

На исполнительном


Самолет катится с горки, индикатор срыва пищит, пять секунд, внизу пропасть, камни, елки-палки, летим.
- Ну вот, теперь набирай высоту, нормальная скорость набора 150 км/ч (и ни километром меньше!) это же и твоя минимальная скорость полета в горах, пока она есть - ты в безопасности. Следи за скоростью внимательно, а то лыжи тебя угробят: они весят за 60 кг, а в воздухе тормозят больше, чем поплавки на гидросамолетах. В остальном - обычный пилотаж. Конфигурируй самолет чтобы он летел прямо и горизонтально, начнем работу.

Аэродром Куршевеля ( я о нем вот тут уже писал подробно, но потом напишу еще, потому что привез новые фотки)



- Так мы уже на четвертом развороте Куршевеля?
- Да, хватит балду гонять, курс на тот гребень.
- Да? Я думал, что основной принцип полета в горах - держаться центра долины и таким образом обеспечивать безопасность.
- Главный принцип - использовать максимум пространства и таким образом обеспечивать безопасность. Вдруг тебе нужно развернуться на 180°. Если ты над центром долины, ты бездарно теряешь половину пространства доступного для разворота. Есть и другие преимущества, сейчас покажу.

Так мило беседуя мы чешем прямо на рельеф. Впереди нехилый гребень, фиг поймешь, мы выше или ниже. Про себя пытаюсь прикинуть безопасную высоту, инстинктивно тащу ручку на себя.
- Никогда не бери рельеф перпендикулярно, подходи к гребням и перевалам под углом, по диагонали. Жди, когда откроется пейзаж по ту сторону. Если по какой-то причине решишь, что туда нельзя, всегда будет возможность вернуться небольшим виражом.

Гребень проплывает под ногами в паре десятков метров. Рядом встает огромная скальная стенка.
- Безопасное расстояние от стены то, на котором ты чувствуешь себя уверенно.
- Я не очень близко?
- Что ты! Далеко!
Инструктор берет ручку, бросает самолет в крен. Скала угрожающе вырастает и заслоняет все небо. Крыло проходит в считанных метрах от каменных лбов, кажется, их можно тронуть рукой.

Одно дело, когда смотришь на скальную стенку издалека


и другое, когда вот так (боюсь, что фотка не в состоянии даже приблизительно передать это ощущение)


- Вот, понял как это делается? Давай, слалом между скал.
Лавирую между скальных зубьев. Кажется, это сон. Ущипните меня.



Стрелка вариометра ползет вверх.
- Смотри, мы идем вдоль освещенного склона, набираем высоту засчет восходящих потоков. Важно очень четко понимать воздушные течения на склонах. На большой высоте, когда мотор теряет мощность, гора может тебе помочь. А может убить. Я и на планерах инструктором летаю, мы эти потоки постоянно используем. И парапланеристы тоже не зря вьются у нагретых скал. Смотри, справа La Plagne, чуть дальше Les Arcs, в долине Bourg St. Maurice, Монблан сам, наверное, узнал?

Монбланчег


А вон за тем перевалом Италия.
Когда знаешь, какого труда и времени стоит впереться в эту гору на машине, расстояния впечатляют вдвойне. До Швейцарии и Италии лететь минут 10, до Шамбери - 15, до Ниццы - минут сорок.

Деревня Моттаре


- Теперь смотри какая штука, солнце лежит на гребне, светит прямо в глаза. Перед нами стена синевато-серого цвета. Невозможно не то что рассмотреть рельеф, глаз не определяет даже расстояние до него. Это очень невыгодное и опасное положение. Когда делаешь разворот через долину, всегда иди от затененного склона к солнечному, а не наоборот.

Схема подхода в Мерибеле уникальна.
Картинка стоит тысячи слов, так что вот



Профиль полосы



На подходе сбрасываем газ. Этого требует процедура по ограничению шума. Иначе лыжникам не очень комфортно кататься. Зачитываю обычный чеклист подхода, инструктор добавляет: переключатель лыжи-колеса в положении "лыжи", давление в системе выпуска нормальное.
В моем распоряжении 400 метров заснеженной горки в еловом лесу.


- Посадка самая обыкновенная, встал на посадочный курс, снижение 5%, держишь скорость, вон тень от елки, это твоя точка касания. Разве что на второй круг не уйдешь. Либо, садимся нормально, либо впечатываемся в стенку.
Я к такому уровню точности на посадке не привык. В стандартной программе пилотов-частников этого нет: подумаешь, сел на 10 метров дальше или ближе.

- Постоянно корректируй ручкой и газом, стрелка скорости должна мертво лежать на правильном значении. Над дорогой не очень низко, людей перепугаешь. Выравнивание, оп, нормально.
Невероятно, как быстро гасится скорость. Высота и уклон дают потрясающий эффект.

- а теперь... взлетный режим.
Взлетный режим нужен, чтобы самолет вполз в горку до стоянки. Прямо к аэродрому спускается лыжная трасса, вокруг стоянки стоят дети, кто на лыжах, кто с санками. Глазеют горящими глазами на самолетики. На стоянке открываю фонарь, вдыхаю холодный горный воздух.
Все идет по плану.





(42 comments) - (Post a new comment)


[info]m_0_r_u_s
2009-03-23 09:22 pm UTC (link)
Спасибо огромное ! Никогда не видел такой красоты . Горы то вижу часто , но с 11 км - это совсем не то . И спасибо за рассказ , очень интересно .

(Reply to this) (Thread)


[info]kruzzik
2009-03-24 07:58 am UTC (link)
Да, такая красота, что захватывает дух. Но о вынужденной посадке задумываться не хочется :)

(Reply to this) (Parent)


[info]generationp
2009-03-23 09:26 pm UTC (link)
в трансе!

(Reply to this)


[info]shvetsoff
2009-03-23 09:35 pm UTC (link)
Это прекрасно)
Спасибо большое

(Reply to this)


[info]makarena
2009-03-23 09:54 pm UTC (link)
Кайф. Особенно стоит отметит качественное остекление кабины - практически не влияет на качество картинки. И желтенький Пайпер порадовал :)

(Reply to this) (Thread)


[info]erlinn
2009-03-24 04:03 am UTC (link)
Случайно не тот же самый Пайпер, что здесь? http://xyrdavie.com/
Это сайт трех пилотов-французов, тоже много красивых альпийских снимков.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kruzzik
2009-03-24 08:01 am UTC (link)
Нет, эти ребята летают из Alpe d'Huez (гусары, молчать, это произносится как Альп Дуэз). Там тоже симпатичный заснеженный аэродром.

(Reply to this) (Parent)


[info]tranceaddicted
2009-03-23 10:05 pm UTC (link)
Фотокартины офигенные. :) И рассказ очень позновательный.

(Reply to this)


[info]ezdivala
2009-03-23 10:15 pm UTC (link)
а мне наоборот сложно ориентироваться на актуальный горизонт, мне по приборам легче. Мой инструктор просто бесится с этого.
Фотки и рассказ отличные.

(Reply to this) (Thread)


[info]ezdivala
2009-03-23 10:16 pm UTC (link)
А Вы на русском языке учитесь?
Кстати, вот суперкнижку нашла, рекомендую
http://www.av8n.com/how
На английском.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kruzzik
2009-03-23 10:21 pm UTC (link)
Нет, во Франции все по-французски.
Спасибо за книжку, посмотрю обязательно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ezdivala
2009-03-23 10:23 pm UTC (link)
тогда не надо. читайте на французком. мешанина эта мешает. Я понятия не имею, что как называется по-русски. с толку сбивает.

(Reply to this) (Parent)


[info]kruzzik
2009-03-23 10:20 pm UTC (link)
Конечно, по приборам легче. Но таких умников много, поэтому авиагоризонт с самолета просто сняли. И это правильно. Прежде чем пользоваться калькулятором, надо научиться считать в уме :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]je_ta
2009-03-24 09:19 am UTC (link)
А вам никогда не устраивали "отказ авиагоризонта"? В первый раз начинающий пилот, привыкший на него пялиться, испытывает фантастические ощущения, потом вроде ничего, привыкаешь. У меня половина первого самостоятельного прошла без оного прибора :) на земле, когда инструктор высаживался из задней кабины, на автомате рука потянулась к АЗСам, ну а гироскоп был раскручен и какое-то время даже работал.
На пилотажных самолетах вроде Су-26 АГ вообще отсутствует как класс: на вертикальных фигурах он бесполезен.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kruzzik
2009-03-24 09:29 am UTC (link)
Устраивали, конечно. Нас с самого начала заставляют летать визуально, особенно без вариометра. Но на равнине есть естественный горизонт, а в горах его нет.

(Reply to this) (Parent)

офигеть!!!
[info]je_ta
2009-03-24 09:21 am UTC (link)
из кабины, конечно, картины потрясающие ) особенно близостью рельефа

(Reply to this) (Parent)


[info]eugr
2009-03-23 10:17 pm UTC (link)
Красотища-то какая! И ужасно интересно... Я пока близко к горам подлетать стремаюсь, облетаю на почтительном расстоянии... На чём летал, кстати?

(Reply to this) (Thread)


[info]kruzzik
2009-03-23 10:18 pm UTC (link)
Jodel Mousquetaire. Которые красненькие на фотках.

(Reply to this) (Parent)


[info]o_vladimir
2009-03-23 10:23 pm UTC (link)
Дед Морозы в воздухе!

(Reply to this)


[info]russian_watson
2009-03-23 10:27 pm UTC (link)
Наконец-то Вы вернулись!! Спасибо за восхитительный рассказ!!!

(Reply to this)


[info]co1ombina
2009-03-23 10:47 pm UTC (link)
как же здорово! Виды умопомрачительные и рассказ прекрасный!! Спасибо!!!

(Reply to this)


[info]la_rascasse
2009-03-23 10:52 pm UTC (link)
О, я аплодирую!

(Reply to this)


[info]alexflyboy
2009-03-23 11:09 pm UTC (link)
классный пейзаж, я летал в горах в неваде и калифорнии

(Reply to this)


[info]dvv
2009-03-24 12:12 am UTC (link)
Кайф.

(Reply to this)


[info]basskonst
2009-03-24 03:33 am UTC (link)
Лавируя между скал.. Сон!))
Спасибо за рассказ!

(Reply to this)


[info]yapilot
2009-03-24 04:14 am UTC (link)
классный полёт, спасибо за рассказ и фотки!

(Reply to this)


[info]let4ik
2009-03-24 05:57 am UTC (link)
вот это здорово!

(Reply to this)


[info]ribba
2009-03-24 06:17 am UTC (link)
Ты очень крутой! Зимние горы - самое красивое, спасибо!
А вертолет водить проще, чем самолет?

(Reply to this) (Thread)


[info]kruzzik
2009-03-24 06:31 am UTC (link)
Нет, сложнее.

(Reply to this) (Parent)


[info]podoroges
2009-03-24 07:15 am UTC (link)
Вот жук. Счастливчик.

(Reply to this)


[info]twilight_sun
2009-03-24 07:35 am UTC (link)
классно

(Reply to this)


[info]mcaroff
2009-03-24 08:27 am UTC (link)
Как всегда, буд-то сам между скал и заход!!! Ух!!! Спасибо, давай еще :-)

(Reply to this)


[info]tranceaddicted
2009-03-24 10:51 am UTC (link)
Кстати, на PPL уже сдал или ...? А то может я что-то пропустил. :)

(Reply to this) (Thread)


[info]kruzzik
2009-03-24 10:53 am UTC (link)
Нет. Так и летаю, как голодранец.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tranceaddicted
2009-03-24 11:35 am UTC (link)
Погода не позволяет?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kruzzik
2009-03-24 11:43 am UTC (link)
Сначала погода была плохая. Потом уезжал в горы. Сейчас погода лучше, но много других дел. Потом нужно будет хоть чуть-чуть полетать, чтобы восстановиться. Я больше не тороплюсь - только нервы зря тратить. Спокойно сдам, когда все условия позволят.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]tranceaddicted
2009-03-24 12:56 pm UTC (link)
Правильный подход. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]alni
2009-03-24 11:10 am UTC (link)
Ух как здорово! Красота! Завидую.. :)

(Reply to this)


[info]hangglider
2009-03-24 06:40 pm UTC (link)
Обалденно! И фотки и рассказка!

осторожнее только, самолетчики не всегда понимают как в горах воздух движется, и иногда недооценивают вполне предсказуемую колбасу. То что инструктор-планерист упомянул - крохи :) Вероятно те самые 200 полетов в горах как раз необходимы чтобы осторожно наступить на большинство граблей, и выработать чувство куда лезть не стоит.

У нас горы гораздо меньше, и то пайпер размазался в ветреный и нестабильный день... :(
Во французких Альпах колбасит в разы сильнее - я проверял.

(Reply to this)


[info]fuckin_alter
2009-03-25 06:42 am UTC (link)
Немного про схему - получается на посадочной полосе три участка с разным наклоном, и есть ещё боковой уклон, верно?

(Reply to this) (Thread)


[info]kruzzik
2009-03-25 08:06 am UTC (link)
Да, но бокового уклона практически нет.

(Reply to this) (Parent)


[info]geraklidych
2009-06-14 12:45 pm UTC (link)
Аффтар жжет  Сокеты

(Reply to this)


(42 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…