kruzzik (kruzzik) wrote,
kruzzik
kruzzik

Category:

Evacuez, evacuez! L'escalier, l'escalier!



Студенты ATPL делятся на две категории. Первая - восемнадцатилетние дети, которые учатся ab initio integrated full-time, наслаждаются радостями студенческой жизни и с оптимизмом смотрят в будущее. Вторая - суровые мужики, которых накрыло за тридцать, которые разрываются между работой, учебой, детьми и женой, ненавидящей авиацию, которые трясутся за свой first class medical и добиваются специальных исключений по зрению. Это адвокаты, хирурги, музыканты, школьные учителя, программисты, фармацевты и нотариусы. Они испытывают мучительную боль за бесцельно прожитые годы, особенно когда в класс входит прекрасный юнец и говорит, что он type rating instructor на 737, а также четыре года назад, когда в Air France еще принимали, прошел отбор и скоро его вызовут из списка ожидания.


- В чем для тебя главные плюсы инструкторского статуса?
- Учишься на чужих ошибках. Иногда паришь человека в симуляторе и понимаешь, что эту ошибку сделал бы сам. А еще можно заниматься интересными делами помимо рутинных полетов. Например, обкатывать самолеты после maintenance или после конверсии самолета с пассажирского на грузовик. Превращаешься в пилота-испытателя. То, что вы делаете на маленьких самолетах, я делаю на 737. Мы летаем на сваливание, например. Представляете? Сваливаешь настоящий боинг! Реальные разгерметизации. Manual reversion тоже делали, это когда ты гасишь в полете всю гидравлику и управляешь напрямую, через тяги рулей. У нас тогда maintenance плохо отрегулировала самолет, только отключили гидравлику, а он кааак нырнет! Нам вдвоем пришлось тянуть изо всех сил, чтобы его вытащить. Запросили у диспетчеров block altitude, чтобы под нами никого не оказалось. Нормальное отклонение - 4 поворота трима, нам пришлось 17 раз повернуть! Я слышал, что у Easyjet был похожий случай, только самолет полез вверх, схлопотали срыв, а поправка трима была 25 оборотов!

- Почему на уборке шасси позитивную вертикалку нужно подтверждать позитивным альтиметром?
- Ну смотрите, вот взлетает самолет.



Нос вверх, в этот момент вариометр показывает вам positive climb. Прежде чем оторвутся основные колеса может пройти 6-8 секунд! Допустим, на альтиметр вы не смотрите и убираете шасси. Ну и все идет нормально до первого сдвига ветра. Были такие катастрофы. Windshear, нисходящий поток, убранное шасси и со всей дури об полосу.

- Как устанавливаются средние массы пассажиров? Они бывают очень странными. И эта история с Easyjet.
- У нас в TNT средний расчетный вес cabin crew 85
Шепот в группе
- Ну привет, приехали. Я вообще-то собирался работать с хорошенькими стюардессами...
- А средний вес экипажа - 100.
- Гыгыгыгы
- А что? Смотрите, мой flight case весит, допустим, 3. Я улетаю на пять дней, значит с собой чемодан кило на 15. Во мне 75, а ведь есть коллеги, которые значительно крупнее, так что цифра реальная.

- Может ли basic empty mass самолета меняться?
- Да, может. Самолеты - как женщины. С возрастом они набирают вес.

- Насчет V1 вы должны понимать, что очень часто взлет будет более предпочтительным сценарием, чем остановка. Самолет создан и оптимизирован для полета, а не для скоростного катания по полосе и экстренного торможения. Во многих компаниях пилот убирает руку с рычагов газа еще до V1. Конечно, если у вас отвалилось крыло, хвост и двигатели, лучше остановиться. Но помните, V1 rejected takeoff гарантирует, что вы остановитесь в пределах полосы и только это! В какой конфигурации вы туда приедете - совсем другой вопрос. При экстренном торможении диски раскаляются докрасна. Прежде чем приедет пожарная команда пройдет как минимум 3-5 минут. Вот посмотрите это видео про сертификацию тормозов на арбузе 340. В тот день сертификацию они не прошли. (Дополнительный бонус для франкофонов, там очень смешной радиообмен.) Авиация à la française.



Вот посмотрите, такие таблицы нам дают для каждого аэропорта. Для взлета можно использовать improved speeds - это позволяет легально загрузить лишние пару тонн или около 25 паксов. Air France и Lufthansa систематически взлетают на improved speeds. Мы в TNT от этого отказались после того, как одному экипажу пришлось прервать взлет. Если нет необходимости, лучше взлетать спокойно и оставлять себе запас прочности.

- Почему clearway ограничивают по длине?
- Все вы знаете, что к концу takeoff distance нужно набрать 35 футов. Допустим, вы взлетаете из Остенде, сразу за полосой море, это немереный clearway. Получается, что можно взлететь из Остенде и набирать спокойненько свои 35 футов до британского берега. Клево :) А вот еще интересный факт. Я недавно был в Бриндизи. Там полоса у моря, но если в доке стоят корабли, то в NOTAMе прописано, что clearway unavailable.

- А откуда это странное правило, что takeoff run кончается в середине между liftoff и 35 футов?
- Это правило ввели, потому что некоторые водка-бёрнеры взлетали вот так.



Когда у людей зарплата зависит от количества груза на борту, о чем говорить? Какой там load sheet, "грузи, если еще место осталось". Видео про vodka burner takeoff.

По поводу letdown и driftdown - чаще всего процедуры не будут вас ограничивать в Европе. Но в Азии это может быть очень важным моментом при планировании маршрута. Там, где рельеф поднимается до 24000 футов, нужно при отказе движка быть в состоянии сдрифтить вниз с запасом высоты над препятствиями. Если вы хорошо загружены, возможно, придется потратить лишний час на огибание Гималаев, у вас не будет права лететь напрямую.

Выбор подходящего запасного там тоже будет играть роль. Мы как-то гнали пустой боинг из Гуанчжоу в Хельсинки с посадкой в Братске. В Китае полно аэропортов, в Монголии еще нормально, а как попадешь в Сибирь, задумаешься. Кстати, тогда мы использовали max range speed, в нормальной эксплуатации ей практически не пользуются.

Вот книги, которые стоит почитать перед интервью. И летайте на MSFS! В смысле пилотирования это бессмысленно, но зато отличный способ тренировать IFR процедуры. Перед airline assessment потратьте деньги и полетайте full motion, на интервью у вас будут обычные вещи - engine failure on takeoff, круг и посадка с engine inop и т.д. Если MCC сможете сделать в full motion, это будет плюсом. Только лучше на боинге, а не на A320. Ассиметричный боинг действительно чувствуешь, а арбуз все делает сам.

Думаю, те кто прочитал эту серию постов, готовы к первому туру экзаменов :) Удачи!
Tags: atpl теория, летать!, летная учеба, орлы и ежики, франция
Subscribe

  • День космонавтиков

    Когда я был маленьким, считалось, что все уважающие себя мальчики хотят стать космонавтами. Для меня привлекательность этой идеи была…

  • Волна

    Когда устал от полетов на работе, устал от полетов на учебе, надо взять выходные и спокойно летать в свое удовольствие. Без всякой там…

  • Отбор в авиакомпанию, тесты

    Итак, вы решили попробоваться в одну из этих компаний. Тетки в HR отфильтровали сотни CV и мотивационных писем. Вы приглашены на первый…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

  • День космонавтиков

    Когда я был маленьким, считалось, что все уважающие себя мальчики хотят стать космонавтами. Для меня привлекательность этой идеи была…

  • Волна

    Когда устал от полетов на работе, устал от полетов на учебе, надо взять выходные и спокойно летать в свое удовольствие. Без всякой там…

  • Отбор в авиакомпанию, тесты

    Итак, вы решили попробоваться в одну из этих компаний. Тетки в HR отфильтровали сотни CV и мотивационных писем. Вы приглашены на первый…